версия для слабовидящих
размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A
Показывать изображения
55-лет назад в Семее появилась студия телевидения

55-лет назад в Семее появилась студия телевидения

20.10.2020

Семей.27.08. “Semeyainasy” – 55-лет назад в Семее появилась студия телевидения. – 1 сентября 1965 года вышла в эфир первая официальная передача телеканала “SEMEI”. Это была четвертая – после Алматинской, Карагандинской и Усть-Каменогорской – студия телевидения в республике. Она была оборудована в старом капитальном здании электростанции ВИУРПа (Верхне-Иртышского управления речного пароходства) на окраине города на возвышенном обрывистом месте. Рядом построили новое здание радиотелевизионного передающего центра и смонтировали телевизионную вышку высотой 186 метров. За эти годы несколько поколений журналистов и режиссеров, операторов и монтажеров, инженеров и механиков, техников и водителей, осветителей и представителей других профессий писали телевизионную историю Семипалатинского Прииртышья, рассказывали о буднях и праздниках, достижениях, поисках и находках, жизни горожан и сельчан не только в своем регионе,но и в информационных программах республиканского, а в советское время на Центральном телевидении, в программе ”Время”.

История телеканала началась с того, что в начале 60-х годов во Дворце культуры железнодорожников была создана любительская телестудия, где с большим энтузиазмом трудились люди разных профессий: вели передачи, готовили фото- и кинорепортажи. Организатором любительского коллектива явился Игорь Геннадьевич Бурлак. Первыми руководителями Областного комитета по телевидению и радиовещанию, созданного тогда уже в связи с появлением официального статуса ТВ в Семипалатинске были Кильчикбай Байгожин, Сержан Рамазанов.

Среди редакторов студии были известные впоследствии литераторы – Надежда Чернова, Роллан Сейсенбаев, Александр Шмидт, Шарван Нургожина (ныне профессор КазНУ им.аль Фараби. Репутацию одной из лучших студий страны в те годы создавали режиссёры Игорь Константинович Вишневский, Маргарита Михайловна Козина, Валерий Гельманов, кино- и телеоператоры Игорь Бурлак, Жаркын Жанбусинов, Владимир Дронов, Георгий Незнахин, журналисты Нариман Оспанов, Василий Захаров, Баташ Батесов, Турсунгали Молдагалиев, Зинаида Марьета, Саги Мекишев, Николай Ушков, Женис Хасенов, Владимир Базанов. Их силами готовились декады союзных республик и теледни районов, ставились спектакли местных театров и коллективов, приезжающих на гастроли, готовились телеочерки для республиканского и центрального телевидения.

Сегодня трудно сказать, была идея своеобразных телепостов на наиболее значительных стройках и массовых движениях второй половины прошлого века творческой находкой коллектива или заданием партии писать историю современности. Так или иначе, в Центре документации новейшей истории, куда был сдан весь киноархив студии и где он до сих хранится в неоцифрованном виде, сохранились очерки о комсомольско-молодёжных овцеводческих и строительных бригадах. Историческую ценность представляет и киносъёмка перекрытия Иртыша при строительстве Шульбинской ГЭС.

Освещение Всесоюзной ударной комсомольской стройки в Шульбинске – отдельная страница в истории студии. С 1976 года – с начала строительства пионерного посёлка, где жили специалисты со всего бывшего Союза, – гидростроители, спецмонтажники, проектировщики – и до возведения многоэтажек нового посёлка и улиц новых деревень, строительства шлюзового канала, земляной плотины для отвода русла Иртыша, и потом – до начала работы основных сооружений Шульбинской ГЭС члены съёмочных групп буквально жили в Шульбинске. Фёдор Занарин, Рафаил Гельманов, Игорь Бурлак, Виктор Тиц, Павел Путинцев, Жаркын Жанбусинов – лишь немногие их тех редакторов и операторов, благодаря которым не только область и республика узнавали об этапах строительства гидроэлектростанции и связанных с этим открытиях и достижениях, но вся большая страна: отснятые на цветной плёнке сюжеты не проявленными отправлялись вместе с текстами самолётом в Москву и выходили на Центральном Телевидении.

Если о Всесоюзной ударной стройке гидроэлектростанции в Шульбинске, которая должна была решить энергетические проблемы региона, писали все газеты и широко освещали радио и телевидение, то ядерные испытания были глубоко засекречены и скрыты от общественности. Но с первых шагов движения Олжаса Сулейменова «Невада Семей» его активно поддерживали семипалатинские телевизионщики, порою даже вступая в конфликты с местными властями, не успевавшими в перестроечное время менять своё мнение в соответствии с установками из центра. Творческими и техническими экзаменами, которые выдержал коллектив, стала организация освещения первой научно-практической международной конференции по изучению последствий работы ядерного полигона. Несколько дней шла конференция с участием генералов, учёных и общественности. И весь её ход, эксклюзивные интервью укладывались в видеорулоны, записывавшиеся в аппаратной ПТВС. Сначала фрагменты этой уникальной видеозаписи копировались по просьбам разных ведомств и организаций, а потом и все рулоны были отправлены в Алма-Ату, где находилось руководство гостелерадио Казахстана.

Участие в ежегодных республиканских фестивалях, телевизионных перекличках, подготовка передач для отраслевых редакций выдвинули семипалатинскую студию в число наиболее сильных в Казахстане. Одной из первых она получила комплект первых видеомагнитофонов, перешла на цветное вещание, внедрила опыт хозрасчёта в работе телевизионных объединений внутри студии. Примерно в это же время студия получила ПТВС – передвижную телевизионную видеостанцию – и мы смогли «выйти в люди»: съемочной площадкой отныне становятся театр, стадион, городские улицы и заводские цеха, животноводческие фермы и села нашей области, многочисленные тогда стройки, включая Шульбинскую ГЭС.

В начале 90-х семипалатинская студия покинула республиканский канал, на котором областные студии имели право вещать один час в день, и освоила новый метровый диапазон. Впервые в регионе осуществив довольно сложную тогда техническую задачу по приёму передач канала НТВ, коллектив решил и организационные проблемы, связанные с юридической стороной ретрансляции передач этого популярного канала и формированием на их основе почти круглосуточной программы. Это позволило привлечь зрителей и успешно конкурировать с частными компаниями, хотя при этом нагрузка возросла не только на технические службы, но и на творческие – уровень собственных программ пришлось подтягивать под высокую планку НТВ.

В 1991 году Семипалатинская телерадиокомпания прошла перерегистрацию как областное телевидение, а с 2000-го года мы перешли на цифровой формат DVCAM. В 2004 году проведена перерегистрация, и телекомпания была переименована в Семипалатинский городской филиал Акционерного Общества «Республиканская Телерадиокорпорация «Казахстан».

К началу нового века вновь были открыты преимущества прямого эфира и студия обрела второе дыхание, вернувшись наряду с использованием современного телевизионного оборудования для съемок и монтажа к непосредственному и непредсказуемому общению со зрителями – интерактиву в цикловых передачах *Көкейкесті* и *Время Вашего вопроса*, а также в ежедневной утренней интерактивной передаче *Қайырлы таң*.

Сегодня, как и все, телеканал “Семей” живет в динамичном развивающемся, высококонкурентном мире. На протяжении последних лет телеформаты, которые эффективно привлекали внимание зрителей стали драматично терять аудиторию. А срок жизни нового успешного телепроекта сократился с десятилетий до сезона-двух – то, что раньше отвечало на запросы зрителей, больше на них не отвечает.

В настоящий момент телеканал «SEMEI» представляет собой современный динамично развивающийся медиа-ресурс. Все ключевые показатели развития показывают положительную динамику. Телеканал «Semeі» радует своих зрителей интересным и качественным контентом. Актуальными новостными и аналитическими программами. Хорошими фильмами и сериалами. Ведется постоянная работа по улучшению стилистики каждой программы и оформления канала в целом, в соответствии с современными требованиями. В эфире телеканала зрители могут смотреть 19 цикловых тематических программ таких как: «Новости», «Сәлем, Семей!», «Qala tynysy», «Dialog», «Арнайы репортаж» и другие, в различных жанрах на казахском и русском языках.

Ежегодно телеканал презентует новые телепроекты. В текущем году это были «Алтын арқау», «Тарихи Семей», «ӨНЕГЕ». Запись телепрограмм и новостей, после проведенной масштабной технической модернизации производится уже в формате FullHD.

Время финансового кризиса недалеких прошлых значительно повлияло на жизнь телеканала – несколько лет назад в республике остро встал вопрос о его закрытии. Усилиями администрации, при поддержке городского акимата и общественности одно из главных СМИ региона удалось сохранить, но пойти на значительные жертвы. Пришлось провести сокращение штата до 40 человек. Нагрузка по объемам работы возросла значительно у представителей всех служб. Но тем не менее, журналисты канала постоянно совершенствуются в профессиональном плане, участвуют в медиа-форумах и конкурсах, где часто их работы отмечаются премиями и наградами. Труд многих сотрудников отмечен Почетными грамотами Президента Республики Казахстан, АО «РТРК «Казахстан», дипломами и почетными грамотами акима Восточно-Казахстанской области, акима города Семей, множеством благодарственных писем от общественных организаций ВКО. Среди них – Сайра Нусупбаева, Маржан Нурушева, Гульназ Каукен, Сауле Байгалиева, Куаныш Смагулов, Бакытгуль Казез.

Список можно продолжить, но главное, что все программы готовит коллектив, за многие годы сохранивший свой творческий потенциал и преданность телевизионному эфиру.

В единой команде хорошо сочетаются многолетний опыт ветеранов и инициатива, стремление ко всему новому – более молодого поколения. И сегодня коллектив телеканала “Семей” старается эффективно работать для своей телеаудитории, и, в конечном итоге на благо страны.

“Semeyainasy”


Бұрын